Спросите свою подругу, что было надето на вас вчера, и первое, что она назовет, — это цвет одежды. А если знакомый мужчина вспомнит что-то еще, то он явно к вам неравнодушен. Именно цвет мы воспринимаем в первую очередь, и в интерьере в том числе. И если вы ошиблись в его выборе, то осень — самое время заняться обновлением.
Давно известно, что цвет воздействует на наше эмоциональное состояние, управляет чувствами и влияет на физическое состояние, а некоторые утверждают, что цвет даже лечит все болезни. И в интерьере цвет способен на многое: создать гармонию или разрушить ее, выразить вашу индивидуальность. А коли он столь важен, то неплохо бы научиться обращаться с ним профессионально.
Азбука дизайнера
Сначала надо изучить все характеристики цвета, которые пригодятся именно для оформления интерьера.
Во-первых, светлота. Этим параметром обладают как цветные краски, так и все оттенки белого, серого или черного цвета. Причем последние обладают только светлотой, если говорить о «цветных» красках, то степень светлоты определяется как примесь белого к основному тону, а степень темноты — добавлением черной краски. Профессионалы определяют светлоту цветных красок, сравнивая их с оттенками серого на такой же поверхности. Если цвет надо разбавить, добавляют белую, затемнить — черную.
Во-вторых, насыщенность или интенсивность, то есть отличие цвета от серого. Иными словами, это яркость эмоционального впечатления или «цветность» цвета, понятие во многом субъективное.
В третьих, чистота цвета — это отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Слегка упрощая, можно определить чистоту как возможность назвать цвет одним единственным словом.
Основные правила обращения с цветом
Хотя кажется, что основные правила известны буквально всем, знать — это еще не применять. При оформлении собственного интерьера, желая проявить индивидуальность, об этой азбуке часто забывают.
Если окна комнаты смотрят на юг, то подойдет оформление насыщенными или темными тонами, северные комнаты лучше сделать светлыми.
Чем темнее потолок, тем он кажется ниже, а вертикальные полосы на стенах зрительно делают потолок выше.
Более темная стена кажется отстоящей дальше и наоборот.
Темные цвета стен уменьшают помещение, светлые — расширяют.
Красный цвет оказывает возбуждающее действие, при кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается, а длительное воздействие приводит к утомлению и снижению работоспособности.
Оранжевый цвет создает бодрое и жизнерадостное настроение, вызывает ощущение тепла.
Желтый цвет — активный, оживляющий, бодрящий, способствует созданию хорошего настроения, при непостоянном воздействии повышает работоспособность.
Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий, длительное действие цвета не утомляет, вызывает несильный, но устойчивый подъем трудоспособности.
Голубой и синий цвета относятся к пассивным цветам, способствуют расслаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, синий цвет располагает к созерцательности и размышлениям.
Фиолетовый относится к наиболее пассивным, вызывает ощущение угнетенности и беспокойства, даже кратковременное действие фиолетового цвета сильно снижает работоспособность.
Коричневый цвет — спокойный и сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного настроения.
Черный цвет ассоциируется с ночью и темнотой, он резко снижает настроение, а серый — вызывает апатию и скуку.
Белый цвет создает впечатление скромности и простоты, однако эмоциональный настрой сильно зависит от освещения и теплоты оттенка. На его фоне выигрышно смотрится буквально любой другой цвет.
Чем больше цвета, тем меньше должна быть его насыщенность, яркие насыщенные цвета вызывают зрительное напряжение, что приводит к излишнему возбуждению и усталости.
В комнате, где основной тон приглушенный и спокойный, можно воспользоваться основным правилом икебаны — одно-два ярких цветовых пятна создадут необходимое настроение. Это могут быть подушки, пуфики или букет цветов.
Психологическая подоплека цвета
Главная загадка, до сих пор не объясненная учеными, — индивидуальное восприятие человеком цвета. Каждый видит цвет по-разному и выбирает из миллиона оттенков, существующих в природе, наиболее подходящие именно ему. Если конечно, не доверяет слепо дизайнерам и интерьерным журналам. Копирование понравившихся интерьеров способно привести к весьма нежелательным последствиям. Ярко-синие стены с золотой росписью очень празднично и нарядно смотрятся во дворцах, но в небольшой комнате способны довести до безумия. Очень красива алая роза на зеленом кусте, но стены покрашенные в эти цвета без учета пропорций, будут смотреться удручающе. Если вы решаете сделать ставку на контрастные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый, оранжевый и голубой), то помните о том, что для гармоничного их сочетания контрастного цвета должно быть не более 10% поверхностей.
Однако рекомендации этим не ограничиваются. Несмотря на индивидуальное восприятие цвета, исследования психологов показывают, что для больших комнат предпочтительнее светлые, зеленые, зелено-желтые и бежевые тона. В более интенсивные тона, причем лучше теплые, покрасьте стены в гардеробных и встроенных шкафах. Голубой, белый и зеленый наиболее психологически комфортны для ванных комнат. Для детской комнаты подойдут зеленовато-желтый и розовый цвета.
С психологической точки зрения пол в квартире должен быть теплых и не очень светлых тонов, это зрительно делает его более устойчивым. Кроме того, если квартира большая, в ней не должно быть радикальных переломов тона, иначе она просто распадется на отдельные комнаты и не будет выглядеть единым жизненным пространством. Конечно, даже одну комнату можно зрительно разделить на функциональные зоны цветом, но никаких резких переходов, основной тон должен быть один, как мотив в песне.
О чем молчат дизайнеры
Почему так редко удается удачно скопировать дизайн из модного журнала? Причин тут может быть несколько: во-первых, как уже было сказано, восприятие цвета зависит от площади окраски. Во-вторых, существует множество оттенков каждого цвета, и производители присваивают им номера, чтобы различать их, причем у каждого производителя своя палитра.
Известно, что в японских школах детей учат воспринимать до 24 оттенков одного лишь черного цвета, у нас же такого уровня «цветовой грамотности» отнюдь не наблюдается. Даже профессионал иногда не может угадать оттенок, увиденный в журнале, что же говорить о тех, кто не так искушен в восприятии? К тому же большое значение имеет материал и фактура окрашиваемой поверхности, один и тот же оттенок на поверхности с глубокой фактурой будет смотреться насыщеннее и темнее.
Если ваш опыт цветового дизайна в квартире оказался неудачен, то, прежде чем расстраиваться, попробуйте исправить положение несколькими средствами. Сначала попробуйте подобрать для оформления комнаты другие аксессуары: накидки на кресло, ковер, покрывала или диванные подушки. Большое значение для восприятия цвета имеет освещение, особенно это относится к смешанным цветам, белому и всем оттенкам серого. Сейчас в продаже есть большое количество ламп с разной тепловой температурой — от холодного голубоватого до солнечного желтого. Возможно, что, скомбинировав их, вы получите вполне удовлетворительный результат. Приглушить слишком яркий тон вам поможет матовый лак, а слишком светлую поверхность — повторное окрашивание.