«Сегодня многие производства превращаются в настоящие шедевры искусства» — рассказал Майкл Ройкинд, директор мексиканской архитектурной компании Rojkind Arquitectos. — Заводские строения стали пиар-находкой современных предприятий: облагораживая их, компании улучшают свой имидж, завоевывают новых клиентов и повышают уровень продаж». То, что при слове «фабрика» не будет больше ассоциаций с чем-то скучным, стерильно-невзрачным и серо-бетонным, видно на конкретных примерах. Все чаще от ловкой руки архитекторов с мировым именем безликие «коробки» наполняются индивидуальностью и живостью, обретают вычурные формы, творческий подтекст. И, главное, превращаются в нечто большее, чем место производства консервов или автозапчастей! Поводом для таких креативных преобразований стало желание производителей не только громче заявить о себе, но заодно и расширить предназначение фабричных территорий.
Полезное с приятным
«Дизайнерское «перекраивание» заводов переросло во всеобъемлющую архитектурную культуру. Топ-архитекторы включают всю свою фантазию для создания самых экстравагантных образов заводов, чтобы они отображали философию компании», — продолжает г-н Ройкинд. Можно, как и все, построить заводик из красного кирпича или бетона, а можно — полностью «приодеть» фасад в стеклянные «наряды», которые подчеркнут, например, открытость корпорации, ее стремление стать понятной и близкой своим потребителям. Вычурные изломы крыши или стен — тоже признак того, что компания не без фантазии, и готова избавить себя и клиентов от торговой и маркетинговой однотипности.
Если раньше красоту наводили в интерьерах офисов, бизнес-представительств и витринах магазинов, то ныне и фабрики начали избавляться от ненужного хлама и безликости. А почему бы и нет? «Ведь люди тоже прихорашиваются, дабы привлечь внимание и почувствовать себя уверенно! Хорошая архитектура точно так же стремится создать настроение работникам и понравиться посетителям», — прокомментировал Якоб Дункл, архитектор немецкой группы Querkraft Architekten.
Как правило, материалы для фабричного «макияжа» просты (та же сталь, акустическая изоляция и стальной каркас). Вот только подходы — иные. Вместо бетонных стен чаще появляются широкие окна, внутренний интерьер тоже становится максимально прозрачным и светлым. Особое внимание акцентируется на электронных светильниках и динамичной внешней подсветке, которая с наступлением ночи превращает объект в бойкого разноцветного «светлячка», тонко намекая: «Смотрите, все спят, а я — работаю!»
Помимо стекла, дизайнеры много внимания уделяют металлу. Его пластичность способна превратить завод в фантастическую быль и слиться с любым пейзажем: городским, горным, лесным. Яркий тому пример — новая фабрика одного из крупных швейцарских часовых брендов Vacheron Constantin. Архитектор Бернард Тшуми умудрился соединить несоединимое — хай-тек и классику. И вот вам результат: снаружи здание обернуто монолитным металлическим листом, внутри интерьер декорирован деревом, лестницы и лифт сделаны из стекла, а посреди здания расположился внутренний дворик в средневековом стиле. Вокруг здания Тшуми посадил 1,5 тыс. деревьев и цветов, чтобы не только посетители ахали при виде новой индивидуальности завода, но и рабочие не унывали. Выглянешь в окошко — сразу теплее на душе становится. И работается как-то с энтузиазмом.
Интересно, что подобным преобразованием компания решила ответить на вызов двух других известных часовщиков элит-класса — Patek Philippe и Piaget. После того как эти бренды выстроили пышные заводы между городским аэропортом и Женевой, с целью стать первыми швейцарскими достопримечательностями для туристов, компания Vacheron тут же возвела и свой фешенебельный завод. Своеобразный концепт обошелся компании в 35 млн швейцарских франков, но дело того стоило: за короткий срок ежегодные продажи Vacheron достигли 20 тыс. пар запястных указателей времени (ранее было 15 тыс.). Кроме того, обновленная часовая фабрика стала победителем конкурса Architectural Record Awards, организованного американским еженедельником BusinessWeek. Вот уже несколько лет журнал номинирует различные индустриальные проекты на звание самых привлекательных фабрик года. Но, чтобы завладеть титулом «Фабрика года», ее архитектурное перевоплощение должно быть не только эстетически облагораживающим, но и экологичным, «благоприятным» для посетителей (включая культурные, развлекательные постройки), а также… мотивирующим для самих фабрикантов. Если, на первый взгляд, требования кажутся чересчур уж экстравагантными как для производственных комбинатов, — на практике конкурс доказал обратное. По словам организаторов, именно равнение на эти критерии позволило многим предприятиям улучшить имидж, повысить производительность труда и достичь бизнес-целей компании.
Совершенно секретно
Неудивительно, что смещение дизайнерского акцента на производственные места стало залогом коммерческого успеха многих компаний. Ведь показать клиенту место производства любимого товара — лучший способ доказать лояльность и еще раз продемонстрировать качество продукции. «Перед тем как потратить деньги на покупку, клиент может убедиться в ее качестве, увидеть, в каких условиях и атмосфере создается его любимая шоколадка или принтер», — комментирует Труди Кулум, PR-консультант компании Trumpf, специализирующейся на производстве лазерного оборудования принтеров.
К модной ныне арт-модернизации присоединяются самые различные предприятия: от производителей зажигалок и духов — до представителей автоиндустрии и медлабораторий. Соответственно, наведя марафет, все они желают похвастаться своими успехами. Для этого организовываются специальные экскурсионные туры по территории завода, но с одной оговоркой — сложите свои фотоаппараты и видеокамеры «в ножны» и забудьте о шпионских замашках. Все равно вам «ничего лишнего» не покажут. На многих отреставрированных предприятиях дозволяется фотографировать лишь внешний фасад здания. Хотя, например, на японском пивзаводе Asahi даже и это запрещено. Наслаждаться придется внешним новаторским обликом и тем, что вас уже допустили в «святая святых». Так, производственные помещения предприятий обычно ограждены от экскурсионных коридоров стеклом, через которое посетители могут наблюдать за смешением ингредиентов или прикручиванием миллиона деталек, упаковыванием товаров, этикетированием. К слову, фабрика BMW в Лейпциге разделена на стеклянные полосы, и пока в сборочных боксах техники трудятся над созданием новых автомобилей, по навесным прозрачным туннелям прогуливаются любопытные посетители, уже воображающие, как проедутся «вон на той» машине.
Все для души
Как правило, вдоволь насладившись процессом прикручивания разных «финтифлюшек», перемешиванием растворов и жидкостей, наслушавшись утомляющего технического сленга, хочется быстрее усесться на уютные диваны где-нибудь в городском лаундж-баре. Вот только ходить никуда не придется, эту «приятность» можно ощутить прямо на фабрике. Не зря же многие из них претендуют на титул нового развлекательного вида тематического туризма. А значит, и прогулка должна услаждать не только интеллектуальную и эстетскую жажду посетителя, но и рекреативную. Искушенных путешественников больше не удовлетворяет привычный осмотр достопримечательностей страны. Они выбирают туризм с определенной целью: посещение фестивалей, выставок или фабрик. И, дабы разнообразить досуг экскурсантов, многое компании на территориях своих фабрик принялись оборудовать небольшие развлекательные центры, рестораны, организовывать детские комнаты для малышни, пока их родители изучают заводские «шедевры». Часто перед входом возвышаются роскошные фонтаны, тематические фигурки и статуэтки — символы бренда. Внутри — театры, кинозалы для демонстрации фильмов об истории компании. Вся эта красота оживляет прогулку, вносит беззаботность и полноту в «идеальный образ» той или иной фабрики.
Посещение производств часто является бесплатным. Кроме этого, визитер может приобщиться к свободной дегустации. Так, компания Bacardi придумала удачный маркетинговый ход — придя на завод в Мексике, каждый посетитель получает право на два бесплатных алкогольных напитка в баре, а затем может прокатиться на паровозике по ближайшему ландшафту и насладиться шикарными видами мексиканской экзотической природы. Тот же подход — и на японском пивном заводе Asahi. Правда, здесь организаторы оказались более щедрыми: после осмотра фабрики посетитель попадает на бесплатный пивной фуршет, так что в течение получасовой передышки заливайся пивом сколько душе угодно!
В итоге выигрывают все: посетители получают незабываемый опыт и массу впечатлений, плюс «эноргозарядку» лояльности к определенному бренду. Предприятие — укрепляет имидж и повышает производительность, продажи. «После того как мы открыли креативно обновленный завод по производству принтеров Trevision, производительность компании повысилась на 25%, улучшились финансовые показатели», — похвастался Якоб Дункл. Кроме этого, модернизированные с умом и фантазией производства неожиданно для себя приобщились к весьма денежному туристическому бизнесу, открыв новые просторы для модных ныне тематических вояжей и укрепив, соответственно, развитие турбизнеса своей страны.
«Фабричные» фавориты конкурса Architectural Record Award 2001–2006 годов
Great Harbor Design Center (США), переработка стекла.
Проект: Gary Shoemaker Architects. Площадь — 67 тыс. м2
Стоимость реновации — $3 млн
Valeo Electrical Systems (Мексика), изготовление автозапчастей.
Проект: Davis Brody Bond. Площадь — 178 тыс. м2. Стоимость реновации — $11,7 млн
Helmut Lang Perfumerie (США), производство духов.
Проект: Gluckman Mayner Architects. Площадь — 3,1 тыс. м2.
Стоимость реновации — нет данных
Nissan Design America (США), автостроительство.
Проект: Luce et Studio. Площадь — 45 тыс. м2.
Стоимость реновации — нет данных
TRUMPF Grusch AG (Швейцария), сборка лазерного оборудования.
Проект: Leibinger Architect. Площадь — 16 тыс. м2.
Стоимость реновации — нет данных
Фабричный дворец
Прародителем строительных технологий современной фабрики по праву считается архитектурное наследие шоколадного завода Менье во Франции (г. Нуазелье). В XIX в. фармацевт Антуан Менье начал производство шоколада в медицинских целях. В 1872 г. продажи сладкого снадобья превысили 4 тыс. т в год, и Менье решил открыть собственную фабрику под Парижем, назвав ее своим именем. За оформительские работы взялся французский архитектор Жюль Соленье, создав первое в мире сооружение, где металлический каркас поддерживал перекрытия и стены.
Кроме того, внешний вид фабрики выглядел празднично и напоминал шоколадку в розовой обертке. Сегодня, глядя на роскошное трехэтажное здание, трудно представить, что это была фабрика. Скорее, старинная резиденция знатного французского рода. Тем более, что строение обвивает тихое озерцо, неподалеку раскинулись деревья, лужайки и цветы. За оградой — небольшой «Сказочный городок», повторяющий стиль всей фабрики. Историческое архитектурное достояние фабрики в Нуазелье, несомненно, стало главным фактором преобразования ее в штаб-квартиру компании Nestle. В 1992 г. ее занесли в книгу мирового наследия ЮНЕСКО, а в 1997-м журнал Architectural Review назвал фабрику Менье иконным зданием индустриальной революции.